THE THORN BIRDS
Однажды (мне было примерно 14) я прочла сагу "Поющие в терновнике" Колин Маккалоу. Меня привлекло драматичное название с романтическим ореолом... Тогда я уже знала легенду о розе и соловье, который окрастил белые лепестки цветка своей кровью и умер. Содержание книги оказалось под стать легенде. Но, если бы я вгляделась вглубь строк, то увидела бы, что, помимо драмы, в них скрыто ещё кое-что.
Кинолента 1983 года – само великолепие. Её герои живут по-настоящему, и зрителю невозможно остаться по другую сторону экрана. По крайней мере, зрителю женского пола ) Правда, думаю, что, если это кино увлекает мужчину, то обогащает его очень щедро. Обогащает от слова "Бог", правда? О Боге и речь...
Он и она. Любовь. Но дороги они выбирают разные. Ральф ищет путь к Богу, полагая, что Бог – где-то недостижимо далеко, и, чтобы приблизиться к нему, требуется "великая жертва" (для Ральфа – возлюбленная). Мэгги же просто идёт туда, куда ведёт сердце – прямо в храм Любви, и жертвует собой. Оба преступают коны мироздания.
Неважно, какие у них социальные маски. Их носят все персонажи. Мужчины – священник, фермер, спортсмен; женщины – домохозяйка, актриса. И ошибаются, пытаясь найти смысл вне человеческих взаимоотношений. Женщины играют здесь, возможно, ещё более значимую роль, выбирая своё место в иерархической системе общества. Впрочем, это место чаще предопределено...
Меня впечатляет эта история трансформацией героев.Три поколения, три любовных линии, а в центре – судьба рода. Его женщины, несмотря на адские муки, в которых и сами отчасти виноваты, меняют "сценарий". И они делают это не порознь, а вместе, втроём. Правда, каждая платит за эту трансформацию огромную цену. Такова плата за освобождение от иллюзий.
Ральф познаёт Любовь, увы, в последние минуты жизни. Как соловей с терновым шипом в сердце. Кстати, ведь терновый венец – неотъемлемый атрибут христианства. И здесь, по-видимому, он олицетворяет опасность, которую таит в себе любая религия. Лицемерие, гордыня, высокомерие... Очень изящно маскирующиеся под высокие идеалы. И религия может быть лишь одной из форм отрицания Любви. В саге показаны и другие формы, но эта – самая сильная. Ибо, если человек ставит что-либо выше природы, он посягает на Бога, того Бога, к которому тщетно стремится. А природе чужды храмы – она сама храм. "Что же это за Бог, если он изгоняет из рая за Любовь к женщине?" (слова Мэгги). Поэтому кардинал Ральф да Брикассар перед смертью исповедуется не иконе, не духовнику, а любимой. Как говорил Ошо, "не Бог есть Любовь, а Любовь есть Бог" – ощутите разницу.
Ради любопытства я ознакомилась с отзывами о романе и о фильме (меня интересовал отклик людей на сюжет в целом).
Встречаются и восторг, и осуждение. Некоторые считают, что Любовь в этой драме вообще отсутствует, одни иллюзии. Так ведь "Поющие в терновнике", в терновнике иллюзий. Но поющие! На мой взгляд, это красивая сага о Любви, уничтожающей, низвергающей глупость человека, не желающего слушать своё сердце. О Любви, убивающей тех, кто воспротивился ей, и вознаграждающей тех, кто впустил её в себя.